Венецианские гондолы и гондольеры

Гондола (Венеция)

Гондола по праву считается одним из главных символов Венеции, ни в одном городе мира больше эта традиционная гребная лодка не встречается. Легкоходная, маневренная, быстрая и вместительная, она идеально подошла к здешним условиям — многочисленным узким городским каналам и протокам лагуны. По изящности линий судно не уступает даже яхтам высокого класса. Сегодня путешествие по Венецианской лагуне на гондоле совершают исключительно туристы. Известно точное число — 425 лодок, тогда как в начале XVI века их насчитывалось 10 тысяч.

Существует несколько мнений об истории происхождения слова «гондола»: по одной из версий оно имеет мальтийские либо турецкие корни, по другой — греческие и переводится как «чаша» или «мидия». Название лодки по-итальянски произносится с ударением на первую букву «о».

Немного об истории гондолы

Известно, что первая гондола в Венеции была построена и спущена на воду в 1094 году. Именно тогда дож Витале Фальера пожаловал некоторым жителям города хартию, позволяющую строить гондолы. Один из ранних чертежей, который сохранился до наших дней, относится к 1555 г. Из него видно, что на протяжении пяти столетий внешний вид лодки постепенно менялся, пока не приобрел окончательную вытянутую форму.

В узких каналах Венеции судам с пассажирами и товарами было сложно лавировать. Поэтому гондолы строились все более узкими и длинными, и сегодня их размеры довольно внушительные: 11 метров в длину и 1,4 метра в ширину. Весит судно приблизительно 600 кг. До середины XVI века лодки разрешалось красить в разные цвета, однако после корпус стал черным. Для того чтобы они не протекали, их обильно смолили.

Конструкция гондолы

Длинная одновесельная лодка с приподнятым фигурным носом и высокой кормой напоминает настоящее произведение искусства. Согласно установленным требованиям гондолы имеют плоскодонную конструкцию, ведь они предназначаются для плавания по неглубоким каналам.

Лодка состоит из 280 отдельных частей, для изготовления которых используется древесина ценных пород — массив вяза, вишни, дуба, лиственницы, ели, красного дерева, ореха и липы. Строительство одной гондолы занимает порядка 3-4 месяцев.

Несколько десятилетий назад гондолы оснащались деревянными кабинами «felze» — они размещались по центру и защищали пассажиров от дождя. Но кабина закрывала обзор гондольеру, поэтому было решено ее убрать.

Конструкция гондолы технически совершенствовалась из века в век. Так, в XIX веке корпус приобрел асимметричность — левая сторона больше правой. Это облегчает управление судном и улучшает его маневренность среди загруженных каналов Венеции.

Классическая гондола оборудована комфортабельными местами, рассчитанными на шесть человек: внутри предусмотрены удобные кресла с бархатной обивкой и мягкий двухместный диванчик. Состоятельные туристы могут арендовать гондолу на необходимое время, чтобы спокойно посетить музеи и магазины.

Многие туристы думают, что все гондолы одинаковые, однако на самом деле это не так. Власти строго регламентируют только некоторые параметры лодок. Все гондольеры работают на собственных лодках, которые изготавливаются под конкретного гребца.

Украшения и символы

На носу гондолы можно заметить позолоченный металлический гребень с декоративными элементами в виде аккуратных зубцов — они обозначают шесть городских кварталов Венеции. Верхняя часть гребня именуется шляпой дожа, так похожа на церемониальный убор. Каждая часть символизирует важные места древнего города — морской бассейн, мост, самый большой остров в лагуне и главный канал. Кованые и металлические детали соединяют в себе изящность, элегантность с практичностью. Так, железный нос судна изогнутой формы напоминает изгибы Гранд Канала.

Тонкости управления гондолой

Изначально гондольер, управляющий лодкой, размещался в центре. Однако для увеличения количества посадочных мест для пассажиров, гондольер со временем переместился на корму. Это привело к существенным изменениям: для управления требовалось весло весом не менее 40 кг и длиной до 4,2 метров. Для изготовления использовалась плотная и прочная древесина — массив бука. Для управления таким веслом гребцу требуется значительная сила и ловкость. Весло фиксируется в так называемом форколе в вертикальном положении. Управляя веслом, гондольер может регулировать скорость движения гондолы. Железный гребень утяжеляет конструкцию и служит противовесом гребцу.

Венецианский гондольер

Гондольер (Венеция)

Мастерство управления гондолой передается из поколения в поколение. Один раз в десять лет местные власти объявляют конкурс, однако пройти отбор простому человеку, не имеющему отношение к династии, практически невозможно. Профессия гондольера в Венеции считается не только романтичной, но и престижной — гребцы получают высокую заработную плату.

Сдавать приходится и практику, и теорию. Так, необходимо продемонстрировать умение виртуозно управлять одновесельной гондолой в самых узких каналах. Также гондольер должен уметь петь, знать историю Венеции, правила навигации и один из иностранных языков. Традиционная форма венецианских гондольеров — тельняшки с красными и синими полосками, соломенные шляпы с лентами.

С каждым годом количество гондольеров, как и самих лодок, уменьшается. В Средневековье в каждом богатом доме была собственная гондола и обслуживающий ее гребец. Сегодня в Венеции работает 425 гондольеров, при этом среди них есть одна женщина — дочь гондольера с 40-летним стажем.

Рабочий день венецианского гондольера начинается ранним утром у пристани Сан-Марко — отсюда при любой погоде и в любое время туристы отправляются в увлекательное путешествие по городским каналам. Если повезет, по дороге можно услышать интересную экскурсию об истории этих мест. В вечернее время на носах гондол загораются фонари, которые служат в качестве фар при довольно интенсивном движении по каналам и создают романтичную обстановку для пассажиров. Туристов непременно очарует песня гондольера.

Легенда о гондоле

В Венеции можно услышать романтичную историю о том, как влюбленная пара не могла найти место на улицах города, чтобы скрыться от посторонних глаз и провести время наедине. Была лунная ночь, и месяц, исполнившись сострадания к их чувствам, сошел с небес и опустился на воды канала в виде золотой гондолы. Влюбленные взошли на нее и плавали всю ночь, наслаждаясь обществом друг друга.

Интересные факты о венецианских гондолах и гондольерах

✔ В первую субботу сентября проводится торжественный парад украшенных гондол, проходит регата и устраиваются соревнования между лодками.

✔ Большинство владельцев венецианских лодок дают им женские имена: Лучия, Джульетта, Лаура, Анна-Мария.

✔ Производством гондол сегодня занимаются две лодочные верфи, которые расположены в Венеции.

✔ Лодка необычной формы стоит намного дороже автомобиля: от 40 до 75 тысяч евро.

✔ На гондоле запрещается покидать пределы лагуны и выходить в открытое море.

✔ Гондола под управлением опытного гребца и при полной нагрузке (до 1200 кг), может идти со скоростью в три узла — 4 км/ч.

✔ Энтони Хопкинс приобрел гондолу специально для съемок фильма «Город финального назначения».

✔ Одна венецианская компания предлагает туристам 1,5-часовой мастер-класс, во время которого обучают управлять гондолой.

✔ Стандартная получасовая прогулка по каналам обойдется в 90-130 евро независимо от количества пассажиров. За дополнительную плату можно заказать прогулку с серенадой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *