Антонио Вивальди

Антонио Вивальди

Антонио Лучиано Вивальди является гением, произведения которого практически не были известны почти 200 лет. Имя этого композитора, дирижера, скрипача-виртуоза и педагога ассоциируется с Италией. Он родился и занимался творчеством именно в этой стране. Вивальди является автором 90 опер. Также его перу принадлежат около 500 концертов для разных инструментов.

Детство и юность

Антонио родился в 1678 г. в итальянском городе Венеция. Мальчик был недоношенным, поэтому сразу же был крещен. Так полагалось делать в том случае, если ребенку угрожала внезапная смерть. Но Антонио выжил, несмотря на очень слабое здоровье и астму. Вследствие этого Вивальди не мог играть духовых инструментах. Зато со скрипкой не было проблем.

Отец композитора был цирюльником и талантливым музыкантом. Он занимался серьезно парикмахерским искусством и одновременно игрой на скрипке. Джованни был известным скрипачом в венецианском соборе Св. Марка. Он основал популярное в то время в городе музыкальное общество. Отец воспитал у своего сына любовь к скрипке. Также он постарался полностью передать ему свое мастерство игры на этом инструменте.

Уже с 10 лет Антонио играл в капелле собора Св. Марка, часто заменяя отца. В 1693 году Вивальди постригли в монахи и официально стал католическим священником. Но все свободное время будущий композитор отдавал занятию любимой музыкой.

Начало карьеры

В возрасте 25 лет он стал преподавателем игры на скрипке. Антонио преподавал юным воспитанницам консерватории Pieta искусство скрипки. Тогда консерваториями назывались приюты при монастырях, которые фактически были школами для сирот. Антонио Вивальди полагалось наблюдать, чтобы все струнные инструменты находились в исправном состоянии. Обязанностью музыканта также было приобретение новых скрипок. Композитор каждый месяц писал вокальные произведения для солистов и хора. Он сочинял концерты, оратории и свои знаменитые кантаты. Они пользовались заслуженным вниманием всей просвещенной публики города Венеции.

Путь к славе

В 1713 году Вивальди был назначен директором в консерватории монастыря. Антонио написал в этот период более 60 музыкальных произведений, которые постоянно исполнялись в приюте. Скоро он становится концертмейстером оркестра «Pieta». Таким образом, Вивальди состоялся и как педагог, и как композитор.

Он опубликовал в это время и свои первые светские сочинения. К ним относятся 12 трио-сонат и сборники концертов для скрипки. Они имеют необычные названия, которые отражают настроение композитора: «Гармоническое вдохновение» и «Экстравагантность».

Композитор пишет в это время также свои первые оперные произведения, например, «Орландо» и «Нерон». Также Вивальди сочиняет музыку для карнавалов и балов во дворе герцога.

Самый знаменитый опус композитора назывался «Опыт гармонии и изобретения». Четыре концерта из него композитор назвал в соответствии с названиями сезонов года. Сейчас они условно объединяются в музыкальный цикл «Времена года», который широко известен во всем мире.

Слава Вивальди стала особенно заметной к 1717 году. Он занимался обучением певцов и исполнителей в оркестре консерватории. К нему приезжает учиться скрипач И. Г. Пизендель, который также был хорошо известен в то время в Германии.

Он был самым популярным композитором в Риме. Оперный стиль Вивальди был настоящим примером для подражания. Также он был дирижером оркестра в театре св. Анджело в Венеции. Известны данные о постановках его опер не только в Венеции, но и других городах Италии.

Во время гастролей по Европе композитор познакомился с императором Австрии Карлом VI. Он был поклонником музыкального творчества Вивальди и всячески ему помогал. У Антонио и Карла VI возникло полное взаимопонимание и крепкая дружба, что положительно отражалось на музыкальной карьере Вивальди.

Влияние на развитие музыки

Антонио Вивальди является крупнейшим представителем эпохи барокко. В истории музыкальной культуры считается создателем оркестровой музыки. Композитор внес огромный вклад в развитие скрипичного искусства Италии 18 века. Ему принадлежит заслуга создания жанра сольного инструментального концерта. Именно Вивальди стал применять драматизированную манеру исполнения музыкальных произведений.

Вивальди знали в Европе как знаменитого скрипача-виртуоза, но его музыкальное наследие стало хорошо известно только в начале 20 века. В это время было издано полное собрание инструментальных произведений композитора. Его инструментальные концерты считаются началом формирования классической симфонии. Ученый из Австрии В. Коллендер тщательно изучал произведения Вивальди. Он сделал вывод о том, что композитор на несколько десятков лет ушел вперед в развитии музыки в Европе. Это касается динамики ее исполнения и использования различных техник игры на скрипке.

Вивальди оказал огромное влияние как на композиторов Италии, так и на музыкантов других стран. И. С. Бах подробно изучал творчество итальянского гения. Инструментально-виртуозный характер многих музыкальных тем Баха связан с музыкой Вивальди. Бах переработал отдельные выразительные приёмы и органично воспринял стиль Вивальди. Он превратил его в свой собственный музыкальный язык. Близость с музыкой Вивальди можно услышать в различных сочинениях Баха. Он переложил 9 концертов для скрипки Вивальди. В результате их стало возможно исполнять на клавире и органе. Также творчеством знаменитого итальянского гения активно интересовались И. Маттезон и И. Кванц, Леклер, Локателли и многие другие композиторы.

Произведения Антонио Вивальди

В творчестве Вивальди значительное место отводится инструментальному концерту. Самым любимым инструментом композитора была скрипка. Большинство концертов Вивальди были написаны именно для нее. Также он писал концерты и сонаты для многих других инструментов. Среди них можно отметить гобой, фагот, виолончель, мандолину, флейту. Композитор сочинял вокальные сочинения в огромном количестве. Ему принадлежат также сочинения на духовные тексты.

Для инструментальных сочинений Вивальди характерны особенные программные подзаголовки. Они указывают на первого исполнителя или на название праздника первого исполнения сочинения. Также некоторые заголовки связаны с необычной техникой исполнения произведения. Чаще всего они отражают преобладающее у композитора при написании музыки настроение.

В начале века издательства Венеции выпустили публикацию опусов Вивальди по 12 сонат и 12 концертов. О его таланте узнали не только в самой Италии, но и в других странах мира.

В 1713 году композитор стал серьезно заниматься светской оперой. Самая первая опера Антонио Вивальди называлась «Оттон на вилле». Именно после ее выхода в свет он стал получать заказы от многих владельцев театров.

Во время посещения Милана композитор представил зрителям свою драму «Сильвия». В следующем году он показал ораторию на библейскую тему. Во время проживания в Риме Вивальди продолжал писать новые оперы и часто приглашался самим римским папой для выступлений.

Антонио Вивальди написал всего 94 оперы. До нашего времени дошли только 50 из них.

Самыми знаменитыми концертами Вивальди считаются произведения «Четыре времени года», которые являются вершиной его творчества. Эти гениальные скрипичные концерты посвящались 4 основным сезонам года. В данной музыке явственно отражаются и слышны все явления, характерные для определенного времени года.

Интересные факты

✔ В самом начале 20 века музыковеду из Италии А. Джентили удалось найти все сохранившиеся произведения Вивальди. В 14 томов вошли 19 его опер и 300 концертов. Также они включали вокальные сочинения автора, духовные и светские. Шедевры Вивальди были открыты для потомков. Это было началом возрождения его славы. Все сочинения композитора в полном собрании были выпущены в 1947 году. Сейчас предпринимаются попытки опубликовать произведения Вивальди в виде грамзаписи.

✔ Вивальди впервые в мире написал концерты, предназначенные для исполнения скрипкой и оркестром.

✔ Антонио Вивальди имел прозвище «рыжий священник», так как его волосы отличались от волос остальных венецианцев ярким медным цветом.

✔ После получения сана священника Вивальди продолжал заниматься музыкой. На церковной службе он находился совсем недолго, всего один год. Известна одна легенда. Во время службы Вивальди пришла в голову тема новой фуги. Он удалился в ризницу, чтобы ее записать. Затем он снова вернулся на свое место к алтарю и продолжил службу. После этой выходки музыканту навсегда запретили вести службу в церкви.

✔ Композитор Вивальди удивлял современников невероятно высокой скоростью создания музыкальных произведений. За пять дней он мог написать оперу в 3 акта и множество вариаций всего лишь на одну тему.

✔ В цикле «Времена года» можно особенно выделить композицию «Летняя гроза», которая считается самой популярной мелодией в мире.

✔ В России произведения Вивальди очень часто исполняются на концертах разного уровня, так как он является самым любимым композитором многих музыкантов.

Также в рубрике «Знаменитые итальянцы»: Адриано Челентано.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *