Величайший режиссер и сценарист, человек, чье имя знают даже те, кто далек от мировой классики кинематографа, итальянец до мозга костей и настоящий патриот, Федерико Феллини стал настоящей эпохой и заработал любовь миллионов людей со всего света. Автор «Сладкой жизни», «Сатирикона», «Восьми с половиной» и «Рима», он навсегда связал свою жизнь с двумя вещами – кинематографом и Италией.
Краткая биография
Федерико Феллини появился на свет в 1920 году, 20 января, в небогатой семье из Рима, которая вскоре после свадьбы переехала в Римини и завела троих детей. Федерико стал первым ребенком, а впоследствии у него появились брат и сестра.
Будущий режиссер с детства любил театральные и цирковые представления. Он устраивал собственные спектакли, создавая для них кукол, костюмы и маски. Ребенком его отдали в монастырскую школу в Фао, а в 17 лет он стал учиться на репортера во Флоренции. Спустя год, в 1938-м, Федерико Феллини поселился в Риме и начал зарабатывать на жизнь коммерческими текстами и рисунками для журналов и газет. Вплоть до 1942 года он публиковался в журнале «Марк Аврелий», написав более 700 заметок.
Феллини уклонялся от армии и не принимал участия в военных действиях. Вместо этого он активно работал. Так, в 1943 году он писал сценарии для радиоспектаклей о жизни влюбленных. Постепенно постановки обрели известность, будущему режиссеру предложили снять фильм. В нем приняла участие Джульетта Мазина – будущая жена Феллини и единственная любовь его жизни. В 1945 году у молодоженов появился ребенок, который, однако, вскоре умер. Влюбленные так и не смогли обзавестись другими детьми.
В 1993 году 73-летний режиссер получил «Оскар» (пятый по счету) за вклад в искусство, а осенью он планировал отметить золотую свадьбу со своей супругой, но за две недели до знаменательной даты попал в больницу с инсультом. 31 октября он скончался. В день похорон в Риме остановили дорожное движение: тысячи людей провожали кортеж с маэстро аплодисментами. Феллини похоронили в фамильном склепе в Римини, а спустя пять месяцев умерла его жена – Джульетта Мазина.
Творчество Федерико Феллини
Федерико Феллини был влюблен в кинематограф и театральное искусство с раннего детства. Оказавшись в Риме, он смог проявить себя как талантливый режиссер и сценарист. Все началось с дешевых радиоспектаклей, а закончилось десятками наград и любовью миллионов.
Фильмам Феллини свойственны реализм и легкость, за которой скрываются глубокие философские мысли о жизни и смерти, обществе и чувствах, творческом пути. Несмотря на кажущуюся простоту картинки, многие из лент – настоящие притчи, которые открываются с новых сторон при каждом просмотре.
Многие фильмы великого режиссера были связаны с его родиной, ее историей, настоящим и будущем. Он работал над созданием «Бокаччо-70», «Рим Феллини», «Казанова Феллини» – лентами, пропитанными любовью к Италии.
Путь к мировой славе
Настоящим расцветом в творческой жизни Федерико стало послевоенное время. Все началось с визита Роберто Росселлини, который заглянул в лавку шаржей, где в тот момент работал Феллини, и предложил тому снять короткометражку. Согласно первоначальной идее, фильм должен был рассказать о священнике, которого расстреляли немцы. Но Федерико предложил расширить тему и вместе с другими авторами создал сценарий. Фильм получил название «Рим – открытый город» и стал первым произведением в стиле неореализма. Лента обрела оглушительный успех, и Феллини начал активно писать сценарии, а в некоторых фильмах сниматься лично.
Первым серьезным фильмом, созданным с режиссурой Феллини, стал «Огни варьете» (1950 г.), затем, спустя два года, он снимает «Белый шейх», а сразу следом за ним – «Любовь в городе» и «Маменькины сынки». Последний высоко оценили критики, и на Венецианском кинофестивале в 1953 году Федерико получил свою первую премию – «Серебряный лев». Одновременно его номинировали и на премию «Оскар».
В следующие годы Феллини активно работает, создавая удивительные и необычные фильмы. Не все из них публика и критики принимали тепло, но каждый вызывал резонанс и заслуживал внимания аудитории.
Последним фильмом Федерико стал «Голос луны», снятый в 1990 году по повести Кевацонни.
Самые известные фильмы Феллини
Федерико был плодовитым, гениальным режиссером и сценаристом и работал над фильмами более 50 лет. Его талант позволил создать величайшие ленты, ставшие манифестом послевоенного времени в побежденной стране.
Среди самых известных фильмов Федерико Феллини можно назвать:
✔ «Сладкая жизнь» (1960 г.). Притча о жизни послевоенной Италии, переживающей экономический бум после нескольких голодных лет, рассказанная от лица римского корреспондента. Фильм воспевает легкость и чувственность.
✔ «Восемь с половиной» (1963 г.). Автобиографичный фильм о самом Феллини, рассказывающий о поиске истины и творческих расцветах, пустоте обыденности и тоске, вошел в число классических произведений XX века.
✔ «Сатирикон» (1969 г.). Фильм-мистерия, фильм-фантазия, вольный пересказ классической античной комедии, он рассказывает о Римской империи периода упадка и поднимает скандальные и довольно интересные для своего времени темы.
✔ «Рим Феллини» (1972 г.). По легенде Феллини однажды спросили, что для него значит Рим. В ответ он создал новый фильм – яркую и волшебную сказку, пропитанную воспоминаниями и впечатлениями об итальянской столице.
Это далеко не все известные и завоевавшие любовь публики фильмы итальянского режиссера. Среди других можно отметить такие, как «Дорога», «Ночь Кабирии», «Джульетта и духи», «Три шага в бреду», «Амаркорд», «Репетиция оркестра», «Казанова Феллини», «И корабль плывет…», «Голос луны».
Творческие награды Феллини
Свою первую награду режиссер получил еще в молодости за фильм «Маменькины сынки». Впоследствии его не раз приглашали на мировые кинофестивали и отмечали наградами. Так, в 1957 году он получил первую премию «Оскар» за фильм на иностранном языке – «Дорога». Уже через год ту же награду завоевали «Ночи Кабирии», в 1960-м «Золотую пальмовую ветвь» заслужила «Сладкая жизнь».
В 1963 году Феллини отметили в Советском Союзе, вручив приз Московского кинофестиваля фильму «Восемь с половиной». Через год режиссер получает третий «Оскар» за тот же фильм. В последующем его ленты отмечали на Венецианском, Московском кинофестивале, в Голливуде и даже в Японии, на императорской премии.
Четвертый «Оскар» Феллини вручили за лучшие костюмы в «Казанове», а сам фильм еще раз отметили премией BAFTA.
В 80-е и 90-е Феллини трижды награждали за вклад в искусство – на Венецианском кинофестивале («Золотой лев»), в Японии и в Голливуде (почетный «Оскар»).
Любопытные факты
✔ Феллини встретил свою жену на съемках первого фильма и сделал ее своей музой на всю жизнь. Джульетта не раз снималась в кинолентах мужа и всегда вдохновляла его.
✔ Джульетта Мазина и Федерико Феллини прожили вместе 50 лет и 1 день. Муза гениального режиссера пережила своего мужа всего на 5 месяцев, ее похоронили с фотографией любимого в руке.
✔ Легкой руке Феллини принадлежит новое слово – «папарацци». По словам режиссера, это «нечто жужжащее, кусающееся и надоедливое».
✔ Одну из ключевых сцен «Сладкой жизни» Федерико снял на собственные средства, построив точную копию ресторана в студии: в настоящем ему мешали толпы зевак.
✔ С 1954 года Феллини страдал от клинической депрессии, вызванной смертью единственного ребенка. Это наложило отпечаток на его фильмы: в «Сатириконе» и «Восемь с половиной» можно увидеть отсылки к Карлу Юнгу.
✔ Чтобы снять сцену у фонтана в «Сладкой жизни», режиссеру пришлось использовать русскую водку: она согревала актеров, вынужденных много времени проводить в холодной воде.
✔ Многие ценители фильмов Феллини замечают, что движения губ актеров часто не совпадают со звуком речи. Это связано с тем, что некоторые диалоги режиссер прописывал уже после съемок, заставляя актеров начитывать двухзначные числа на камеру. После на видеоряд накладывали звуковые дорожки.
Также в рубрике «Знаменитые итальянцы»: Адриано Челентано, Моника Беллуччи, Эннио Морриконе.