Церковь Санта-Мария-делле-Грацие и фреска Тайная вечеря

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие (Милан)

Комплекс зданий на площади Санта-Мария-делле-Грацие стал первым в Италии объектом, включённым в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей Милана. Чем привлекает она гостей? Интересной историей, церковью с необычной архитектурой, но главное — фреской «Тайная вечеря», самой монументальной из работ Леонардо да Винчи.

История и особенности архитектуры Санта-Мария-делле-Грацие

В 1460-х годах граф Гаспаре Вимеркaти подарил ордену монахов-доминиканцев участок на западе Милана. Здесь стояла часовенка в честь Девы Марии Милостивой (Санта-Мария-делле-Грацие). На участке решили строить монастырь и церковь с тем же, что и у часовни, названием.

В 1469 году монастырь уже стоял, а через тринадцать лет рядом было готово и здание церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Архитектор Гвинифорте Солaри построил традиционный готический храм — строгого вида, со стрельчатыми окнами, башенками со шпилями и т. п.

Однако правитель Милана — могущественный герцог Лодовико Сфорца — решил, что церковь Санта-Мария-делле-Грацие станет подходящей усыпальницей для его рода. Он пригласил ещё одного архитектора (имя его достоверно не известно). Тому предстояло расширить церковь и добавить ей красоты и величественности.

На заднем фасаде новый мастер снёс полукруглый выступ с алтарём и пристроил огромный куб с тремя боковыми выступами. Над кубом вознёсся мощный купол в виде башни, украшенной небольшими белыми колоннами и нишами, оконцами, узорчатыми выступами, медальонами и т. п. Главный вход в Санта-Мария-делле-Грацие «оживили» декорированным навесом (портиком), опирающимся на пару колонн древнегреческого типа.

В общем, видно, что архитектор был сторонником новых веяний, которые позднее назвали стилем Возрождения. Однако старая и новая части Санта-Мария-делле-Грацие не «спорят» между собой, а органично соединяются в единое целое.

Войдя в храм, вы удивитесь контрасту. Красная, с белой отделкой снаружи, церковь оказывается внутри беломраморной с красно-коричневой отделкой. У стен справа и слева от просторного центрального прохода — полукруглые часовни (капеллы) с портретами и саркофагами знатных горожан. Бронзовые подсвечники держат мраморные ангелы. Одна из часовен посвящена всё той же Санта-Марии-делле-Грацие. Здесь стоят живые цветы, красочные витражи украшают стены. Жутковатые фрески напоминают о том, как, согласно легенде, мадонна остановила эпидемию чумы в Милане.

Вплоть до XVII века церковь пополнялась росписями, гобеленами, картинами, барельефами, изображающими библейские персонажи и сюжеты. Последняя новинка — мощный орган на 32 000 труб, открытый в 1965 г.

Секреты «Тайной вечери»

К росписям нового здания герцог привлёк нескольких живописцев. Среди них был и Леонардо да Винчи, придворный инженер, архитектор и художник. Ему заказали фреску на большой стене в монастырской столовой — трапезной. Заказ не был престижным: трапезная не храм. Но мастер переживал трудные времена, и выбора не было. Он задумал изобразить последнюю трапезу Христа — тайную вечерю в момент, когда Иисус повергает апостолов в шок: «Завтра один из вас предаст меня».

На огромной (восемь метров в ширину!) фреске люди изображены в натуральную величину. Трапезничающим монахам казалось, что апостолы сидят за столом в открытой смежной комнате. Даже освещение на стене изображено так, будто оно идёт из окна настоящей трапезной.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи (Милан)

Апостолы изображены не чинно сидящими святыми, а реальными людьми. У них нет золотистых нимбов, они поражены словами Учителя, и показывают это, каждый по-своему. Автор распределил их в группы, по трое в каждой. Расположение и позы фигур как бы образуют волны. Не для того ли, чтобы дополнить впечатление от бури эмоций? Жест Христа, разводящего руками, напоминает о предстоящей смерти на кресте. А перед ним, на противоположной стене трапезной — фреска «Распятие»…

Её автор, живописец старой школы Донато Монторфано окончил работу гораздо раньше Леонардо да Винчи. Возможно, потому работал в традиционной технике письма — по сырой основе стены. Это заставляло действовать быстро и не позволяло ничего исправить после высыхания штукатурки. Леонардо же придумал рецепт смеси, которой покрывал кирпич, а после высыхания поверх рисовал темперой — краской на яичном желтке. Она придавала фреске особую теплоту и позволяла многократно поправлять, казалось, законченное.

Судьба шедевра

Беды «Тайной вечери» начались уже через несколько лет. Смесь плохо удерживала краску, та трескалась и отслаивалась. Войдя в столовую, монахи с большим почтением кланялись обеим фрескам, но это не помешало им прорубить под «Тайной вечерей» двери. При этом удалили кусок нижнего края росписи, лишив ног Иисуса и его соседей по столу. В 1560-х годах фигуры на фреске уже стали плохо различимы.

В годы Второй мировой англо-американская авиация вовсю бомбила Милан как важный промышленный центр. Одна из бомб взорвалась рядом с Санта-Мария-делле-Грацие. Рухнули две стены трапезной, но не те, на которых были фрески. В связи с этим гиды намекают на вмешательство сверхъестественных сил в спасение шедевров. Но не будем забывать и монахов, которые заранее обложили мешками с песком обе стены с фресками.

После войны краски стали не только превращаться в пыль, но и темнеть от городского воздуха, насыщенного автомобильными выхлопами.

Начиная с 1726 г. «Тайную вечерю» не раз пытались восстановить. Шедевр дорисовывали масляными красками, покрывали лаком, очередные реставраторы удаляли исправления предшественников и делали свои. Пытались даже снимать фрагменты штукатурки, чтобы перенести фреску на другое место.

То, что мы видим сегодня, — результат последней реставрации. Она началась в Милане 1970-х годах и длилась свыше 20 (!) лет. Специалисты изучили все известные наброски и записные книжки Леонардо да Винчи. Росписи и кирпичную кладку исследовали с помощью микроскопов, рентгена и инфракрасных лучей. Химики выяснили состав красок и лаков, которыми пользовался автор и прежние реставраторы. В трапезной замуровали окна, чтобы создать подходящий микроклимат. Увы, многие участки фрески, нанесенные рукой Леонардо, безвозвратно исчезли.

Несмотря на все потери минувших столетий, впечатления нынешних посетителей порадовали бы великого Леонардо да Винчи. Многие говорят о 3D-эффекте от созерцания росписи. О возникающем в груди неясном чувстве ухода ввысь, в неведомое. Советуют рассматривать, отойдя подальше, и, конечно, не забыть о фреске «Распятие», расположенной напротив. Сравнивая их, понимаешь отличия между просто прекрасным художником и гением.

В блокнот туриста

✎ Как добраться?

Трамвай № 16 — до остановки «Маджeнта Санта-Мария-делле-Грацие»).

Метро — до станций Сант’Амбрoджио (зелёная ветка М2); «Кончилиациoнэ» (красная ветка М1) и «Кадoрна» (на пересечении этих двух веток); затем следовать по указателям: «Piazza Santa Maria delle Grazie» и «Il Cenacolo».

Такси. Достаточно сказать любому таксисту в Милане «пароль»: Санта-Мария-делле-Грацие.

Храм Санта-Мария-делле-Грацие открыт для бесплатных посещений ежедневно.

Монастырская трапезная с фреской «Тайная вечеря»:

✔ расположена левее входа в церковь (если стоять к нему лицом);

✔ осмотр ежедневно, кроме понедельника;

✔ вход групповой, платный и только на 15 минут;

✔ гарантию на вход дают билеты, заказанные и оплаченные заранее. Это можно сделать на сайте http://www.vivaticket.it/index.php, страница Cenacolo Vinciano (языки — итальянский и английский) или сайтах посреднических агентств (у них дороже);

✔ фотографировать со вспышкой запрещено;

✔ желательно взять в кассе русскоязычный аудиогид.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *