Эннио Морриконе

Эннио Морриконе

Эннио Морриконе – один из известнейших композиторов не только Италии, но и всего мира. Его музыку слышали люди, далекие от классических произведений Моцарта и Баха, а мелодии знакомы широкой публике не меньше, чем Симфония № 9 Бетховена или «Времена года» Вивальди. Возможно, все дело в сфере, которую избрал для себя знаменитый итальянец – саундтреки к фильмам.

Морриконе изменил всеобщее отношение к музыкальному сопровождению кино: саундтрек перестал выполнять исключительно вспомогательную роль. Композитор создал яркие, узнаваемые, запоминающиеся мелодии, которые выходили за пределы фильмов и обретали собственную жизнь в умах зрителей и мировой культуре.

Биография

Эннио Морриконе появился на свет 10 ноября 1928 года в столице Италии, в семье джазового музыканта и домохозяйки. Он стал первым ребенком В скором времени его родители завели еще четверых. Уже в 12 лет будущий композитор поступил в консерваторию, где успел получить три диплома, став профессиональным трубачом и композитором.

В 16 лет Эннио выступает в ансамбле Альберто Фламини, где занимает место второй трубы. Он играет джаз, развлекая посетителей ночных клубов и туристов, остановившихся в римских отелях. Уже в 17 он работает в театре. Устроившись музыкантом, через год он начинает писать музыку для театральных постановок.

В 33 года Эннио заинтересовался саундтреками и начал активно их создавать. После того как он обрел известность в европейском кинематографе, его пригласили в Голливуд, где композитор начал работать со знаменитыми режиссерами того времени: Романом Полански, Джоном Карпентером, Оливером Стоуном и многими другими. Он создает не просто музыкальное сопровождение – многие саундтреки становятся самостоятельными произведениями и известны широкой публике даже больше фильмов, для которых они были написаны.

У Морриконе четверо детей, один из которых, Андреа, также посвятил свою жизнь музыке.

Эннио Морриконе скончался 6 июля 2020 года на 92-м году жизни в одной из больниц Рима.

Путь к мировой славе

Творческий путь Морриконе начал еще в театре, где три года работал композитором. Позже, в 1950 году, он занялся аранжировкой песен для радио. Здесь он проработал 10 лет, а позже, в 1960-м, приступил к обработке музыки для телевизионных шоу. Уже через год он начал писать музыку для фильмов – в первую очередь спагетти-вестернов (это поджанр вестернов, которые снимались в Италии). По сей день творчество Морриконе ассоциируется с этим жанром.

Имя композитора стало известным после фильма Серджо Леоне «Хороший, плохой, злой». Киноленту приняли неоднозначно, но мелодия из нее стала культовой и превратилась в настоящий гимн эпохи спагетти-вестернов. Впоследствии Эннио работал с Бернардо Бертолуччи, Дарио Ардженто, Пьеро Паоло Пазолини и другими известными режиссерами Италии. В его фильмографии не только вестерны: он активно работает над хоррорами, фантастическим и историческим кино. Его мелодии и стиль стали визитной карточкой джалло – жанра итальянского хоррора, известного в 70-е и 80-е годы прошлого века.

Эннио Морриконе

Европейские фильмы принесли итальянскому композитору широкую известность. Через несколько лет его пригласили в Голливуд. Здесь он создавал композиции к фильмам Оливера Стоуна, Романа Полански, Майка Николса, Джона Карпентера, Брайана Де Пальма.

Мастер саундтреков продолжал работать до последних дней: писал композиции для оскароносных фильмов, выступал с камерными концертами в роли дирижера, участвовал в международных конкурсах в качестве председателя. Не так давно его музыку к фильму «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино наградили премией «Оскар».

Творчество

Эннио Морриконе – многогранная личность. Ему было тесно в рамках одной профессии. Талантливый шахматист, игравший с гроссмейстерами, джазовый музыкант и аранжировщик, композитор и дирижер.

В его фильмографии более четырехсот кинолент и сериалов, среди которых немало знаменитых фильмов. Вместе с ним вырос сам мировой кинематограф, как европейский, так и американский. Ему принадлежат саундтреки к фильмам «Спрут», «За пригоршню долларов», «Однажды в Америке», «Неприкасаемые» и, конечно, «Профессионал».

Эннио работал на стыке музыкальных направлений и использовал в своих произведениях классические мотивы, джаз, рок-н-ролл и фольклор Италии. Он не ограничивался одним набором инструментов и постоянно экспериментировал, используя электрогитары и старинные рожки, гармошки и многое другое, вплоть до женского вокала.

Эннио Морриконе

Композитор писал и камерную музыку. С 1985 года он не раз отправлялся в тур по Европе вместе со своим оркестром, выступая в качестве дирижера. Два раза он снимался в кинолентах, для которых создавал саундтреки, а однажды стал главным героем документального фильма.

Морриконе и Голливуд

Свои известные мелодии композитор создал у себя на родине – в Италии. В 1977 году его пригласили работать с голливудскими фильмами. Среди первых были «Изгоняющий дьявола 2», «Смерть среди айсбергов» (получил популярность не только в США, но и в СССР), «Дни жатвы», «Остров» (1980), «Алое и черное». Композитор работал как с фильмами, снятыми по классическим произведениям, так и с боевиками, хоррорами, триллерами и даже фэнтези. Среди самых известных – «Нечто» (1982), «Время умирать» (1983), «Однажды в Америке» (1984), «Рыжая Соня» (1985), «Волк» (1994), «Игра Рипли» (2002).

Мастер саундтреков работал без остановки в 70-х, 80-х, 90-х годах, а с наступлением второго тысячелетия начал более избирательно относиться к фильмам и режиссерам. Самым плодотворным стало сотрудничество с Квентином Тарантино: Морриконе написал музыку к «Джанго освобожденный» и «Омерзительная восьмерка». За саундтреки к последнему фильму он получил премию «Золотой глобус» и свой второй «Оскар». Первый ему вручили за вклад в киноискусство в 2007 году.

Эннио Морриконе

Интересные факты

✔ Многие приписывают Морриконе авторство композиции «Одинокий пастух». Это ошибка: ее написал немецкий композитор Джеймс Ласт.

✔ Свой путь в кинематографе композитор начал с сотрудничества со своим бывшим одноклассником – Серджио Леоне. Тот выпустил всего семь фильмов. Из них шесть вышли с саундтреками Эннио Морриконе. Именно с них – «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой» – начался путь к всемирной славе.

✔ Серджио Леоне пришел к композитору сам, предложив написать музыку для нового фильма. Эннио не сразу узнал бывшего одноклассника.

✔ Композитор предпочитал писать музыку за столом, а не за роялем. Он проигрывал мелодию в голове и сразу же заносил ноты в тетрадь, после чего отыгрывал на музыкальных инструментах.

✔ Работа с Тарантино не задалась сразу: песня, написанная к фильму «Джанго освобожденный», после обработки не понравилась композитору и тот решил, что никогда больше не будет работать с голливудской знаменитостью. Однако позже он почитал сценарий «Омерзительной восьмерки» и заинтересовался, а Тарантино пообещал, что маэстро сможет полностью контролировать музыкальное сопровождение.

Эннио Морриконе

✔ Музыкальное сопровождение к «Джанго освобожденный» было создано всего за месяц и сильно отличалось по стилю от саундтреков к вестернам. А некоторые композиции мастер взял из тех, что были написаны к фильму «Нечто», но так и остались невостребованными.

✔ Секрет творческой плодовитости маэстро можно было объяснить распорядком дня и сосредоточенностью. Он не полагался только на талант, а работал и жил по жесткому графику. Рабочий день маэстро длился не менее 10 часов.

✔ Как признавался сам маэстро, его самые удачные произведения были созданы в авральном режиме – перед самым дедлайном.

✔ В первой половине 80-х композитор мало работал с голливудскими режиссерами. Причина была банальной: ему предлагали совсем небольшой гонорар, а маэстро был слишком скромным, чтобы требовать больше, поэтому отказывался от предложений. Ситуация изменилась после «Миссии» 1986 года.

✔ Морриконе выступал в качестве дирижера только при исполнении своих произведений. Однако однажды он снялся в фильме «У них все хорошо», где управлял оркестром, играющим произведение Верди.

✔ Несмотря на возраст, до последних дней маэстро продолжал устраивать туры. В 2015 году он побывал в 12 европейских странах и дал 20 концертов с оркестром, где присутствовало 150 тысяч зрителей.

✔ Известная группа Metallica начиная с 1983 года периодически использует композицию «The Ecstasy of Gold», которая была написана в качестве саундтрека к фильму «Хороший, плохой, злой», в качестве вступления на своих концертах.

Также в рубрике «Знаменитые итальянцы»: Адриано Челентано, Антонио Вивальди, Моника Беллуччи.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *